Андрей Куземкин: КОГДА ТЕБЕ ДАЮТ КАРТ-БЛАНШ, ИГРАТЬ ЛЕГКО 

Он родился в семье инженеров, учился в двух вузах. Довольно поздно пришел в профессиональный баскетбол, подписав первый контракт в 20 лет. В его копилке два «серебра» и «бронза» Суперлиги. Он вернулся в БК «Иркут», спустя два сезона. И, нет сомнения, является одним из любимцев местной баскетбольной публики. Сегодня долгожданное интервью с Андреем Куземкиным. 

— Андрей, по баскетбольным меркам ты «малыш» – 183 см рост. Почему тогда все «срослось» именно с баскетболом – спортом высоких? — До баскетбола я чем только не занимался — ушу, акробатика, шахматы, даже танцы были, правда, всего один день. В спорте, какими видами занимался, везде сразу всё получалось, было не интересно. С баскетболом иначе — пришёл на секцию и как-то не особо пошло. Ну и в силу упрямого характера пришлось придти к тому, чтобы начало получатся… И пошло-поехало.

— Наверняка, ты знаешь примеры, когда невысокие игроки добивались в баскетболе больших успехов. У тебя был или есть такой пример для подражания? 

— Нет, примеров для подражания не было. И прям жестким фанатом кого-либо из игроков себя не назову. Нравилось, конечно, смотреть за игрой некоторых игроков. Все в то время фанатели от Майкла Джордана. Позднее пришли такие как Аллен Айверсон, Стефон Марбери – маленькие игроки, которые диктовали стиль в НБА, так и меняли саму игру. До них не так много низкорослых игроков столько позволяли себе атаковать, делая это очень зрелищно.

— Твои родители не имели отношения к спорту? 

— Родители по профессии инженеры. К спорту имели отношение только на любительском уровне, играли в баскетбол и волейбол за свою школу.

— Ты попал в профессиональную баскетбольную команду, будучи студентом НГАУ – Новосибирской государственной академии водного транспорта. Спорт не помешал завершить высшее образование? 

— Вуз я закончил по специальности «Организация перевозок и управление на водном транспорте». Учился также в Новосибирском аграрном университете (НГАУ) по специальности «Государственное и муниципальное управление», проучился 4 курса.

— Как родители отнеслись к тому, что в итоге ты начал профессиональную карьеру игрока? 

— Думаю так: «Наконец-то сына на работу пойдёт, давно пора»:)) Мой первый контракт я подписал очень поздно в 20, пропустив все детские лиги, где обычно и даётся толчок для развития дальнейшего, где уже можно заявить о себе. Мне просто повезло, я считаю. В 20 лет многие люди уже имеют работу и что-то зарабатывают, я же шарахался по улице и играл в стритбол, максимум как подрабатывал – это грузчиком. Я очень благодарен родителям за то, что они дали свободу выбора и никогда не упрекали ни в чем до последнего. Другие бы уже отвесили леща и сказали: «Сынок, завязывай в мячики свои играть, надо зарабатывать, о будущем думать!»

— Перед приходом в профессиональный баскетбол ты увлекался стритболом, верно? Сейчас совсем не практикуешь? 

— Как только подписал свой первый контракт, завязал играть на стритболах, решил перестраховаться, потому что там игра жесткая, грязная, нет крови — нет фола, в общем травмоопасно. А без контракта оставаться не хочется… Да и формат стритбола сейчас другой. Мне ближе старая школа, когда играли через чек. А эти нововведения, беготня, мяч женский… В общем, сейчас играю летом в стритбол только с друзьями для поддержания формы. А раньше, да, участвовал во всех турнирах, в которых мог (1х1, 3х3, 5х5), не упускал возможности. Но далеко не уезжал: Новосибирск, Бердск, Барнаул.

  

— Твоя первая команда — «Сибирьтелеком-Локомотив». Та команда от нынешнего «Новосибирска» сильно отличается? 

— Все верно, мой первый клуб — это новосибирский «Сибирьтелеком-Локомотив». Тогда каждый год состав существенно менялся. Конечно, команда совсем другая была, сколько времени уже прошло… Владимира Певнева помню ещё игроком, как и Жеку Шатохина, который до сих пор многим молодым фору даст. Я сначала на матчи «Сибирьтелекома» ведь зрителем ходил – таким «щеглом» был. До сих пор автографы Певнева, Шатохина дома где-то валяются. А спустя какое-то время, играя в одной команде, было забавно такое вспоминать. В итоге с той командой взяли «бронзу» и «серебро» Суперлиги «Б» (2007-08 и 2008-09 гг.).

— После Новосибирска ты отыграл сезон в череповецкой «Северстали» (2011-12 гг.). В одном из интервью рассказывал, что это был один из самых ярких периодов в твоей карьере. 

— Сезон в Череповце — это было нечто. Нереальное количество позитивных воспоминаний. Команда из работяг, жесткий, грамотный тренер Сергей Александрович Мокин.Это была своего рода армия. Дисциплина была на уровне, как на площадке, так и вне её. Это была настоящая команда, все были на равных, ветеран ты или нет, рот не по делу открыл — на лицевую! До сих пор встречаемся с ребятами, с кем играли, с улыбкой вспоминаем те времена. Это была настоящая школа жизни.

— А потом ты попал в красноярский БК «Енисей» (2012-13 гг.). Из команды Суперлиги «Б» — в Единую лигу ВТБ, как произошел такой поворот событий? 

— Мы провели очень хороший сезон и тренер дал рекомендацию по поводу меня в Красноярск. Собственно, я не думая и поехал туда. Хоть Череповец и был в Суперлиге «Б», выше в России была только Профессиональная Баскетбольная Лига, где тогда и играл «Енисей» одновременно с лигой ВТБ.

— Как считаешь, почему не удалось закрепиться в «Енисее». Главный тренер тебя хвалил. При этом он в прессе как-то отметил, что в российском баскетболе сейчас тенденция к более высокорослым первым номерам…. 

— В российском баскетболе скорее тенденция не к высокорослым первым номерам, а к иностранным первым номерам. Они в основном там собственно и играют, а «Енисей» решил подтягивать своих ребят на роль подменяющих.

— После «Енисея» был другая сибирская команда – сургутская «Университет-Югра», в составе которой ты стал серебряным призером Суперлиги (2013-14 гг.) Помнишь, с кем играли в финале? 

— Конечно, помню, саратовский «Автодор» играл с нами в финале. Потом они ушли в лигу ВТБ.

— Сезон 2014-15 гг. ты играл за «Иркут» — в среднем набирал 15,9 очка за игру, делал 4,5 передачи, 4,1 подбора. Вошел в пятерку самых результативных игроков дивизиона. Как сам оцениваешь тот свой сезон?

— Когда тебе дают карт-бланш, играть легко, тебя не ставят в рамки, не зажимают, ты играешь свободно и это круто, ты получаешь удовольствие от игры. Не тупо делаешь физическую работу, как на каторге, а именно кайфуешь. Мне часто везло с этим. И даже когда я попал в «Сибирьтелеком», мне сразу доверяли очень много времени на площадке, там я и раскрылся и поэтому до сих пор в игре. 

Понимаете, статистика — это дело такое… В одной команде ты можешь забивать по 20 очков, в другой по 5. Но это не значит, что ты сбавил в игре… Тебя просто не используют так, как можно, с большей пользой. Задача игрока — работать над собой, развиваться. А задача тренера — увидеть сильные стороны баскетболиста и раскрыть максимально, далеко не всегда это получается.

  

— Когда тебя позвали в «Урал», президент клуба Станислав Еремин прокомментировал переход в Екатеринбург Андрея Куземкина. Цитата: «Его сильная сторона – индивидуальные действия. Надеюсь, что Андрей сможет прибавить и в командной работе». Получилось, сам как считаешь? 

— Получилось улучшить свою игру в командном плане или нет — не знаю. Не люблю такие рассуждения о самом себе… Тут ведь много зависит от стратегии тренера, как он ведёт игру, а это очень сложно — попытаться задействовать самые сильные стороны всех игроков в команде, чтобы каждый делал то, что у него лучше всего получается… Надо просто найти своего тренера. Когда ты понимаешь, что делаешь то, что умеешь лучше всего и тебе доверяют, ты получаешь кайф от своей работы… Но это сложно попасть в такую систему… В Екатеринбурге, я считаю, с этим проблем нет. Что в первый, что во второй сезон было очень приятно играть, опять же было доверие тренера, давали свободу действий, это самое главное.

— «Иркут» в прошлом сезоне многих удивил, став 2-м в Суперлиге-1. Лично для тебя это тоже было неожиданно? 

— Для меня это не было неожиданностью … Я вообще не строю никаких планов, ожиданий … это всё оставьте верхам… Мы — игроки, наша задача — тренироваться и стараться показывать свою лучшую игру, абстрагироваться от всего, не думать о том, какое место мы занимаем в таблице или перевели ли нам зарплату (как многие считают, это дикая мотивация начать играть лучше). Это всё полный бред. Ты спортсмен, мужик. Единственная твоя мотивация — выигрывать, никто не хочет быть лузером, чтобы тебе постоянно надирали задницу… О какой ещё мотивации может идти речь?.. А команды сейчас друг от друга по уровню не так далеко. Аутсайдеры могут обыграть лидеров, всё зависит от обстоятельств и качества игры… Так что в серебре «Иркута» никаких неожиданностей.

— Играя в Екатеринбурге, ты всегда тепло отзывался об иркутских болельщиках — и когда приезжал к нам в составе «Урала», и в прессе мы читали. В этом году зрителей на матчи «Иркута» ходит чуть меньше. Мнение твое не изменилось? 

— Мнение о болельщиках не изменилось — больше приходят, меньше приходят, не суть. Главное, что болеют и поддерживают, а не сидят как в кино. Даже если их придёт 10-20 , но они будут с командой, это будет приятно! Были случаи, что играя на выезде с некоторыми командами, сами игроки тех команд говорили: «У нас, как на похоронах… Тишина, только близкие и родственники». В Иркутске совсем другая история!