СТАНИСЛАВ ИСТОМИН: Слаженность приходит, но и соперники не стоят на месте! 

Про карьеру баскетболиста в детстве Станислав Истомин не думал. В секцию баскетбола попал, как и многие, за компанию. О первых шагах в спорте в родном Нижнем Тагиле, о тренерской карьере и не только наставник БК «Иркут» рассказал журналисту Нике Песчинской. 

— Семья была обычная, советская. Папа на заводе работал, мама – медицинский работник. В десять лет я пришел в баскетбол – и у меня появилась цель в жизни. Старшие классы – девятый, десятый, – можно сказать, жил в спортзале.

— Родители как отнеслись к увлечению спортом? 

— Они довольно быстро поняли, что я свой выбор сделал. Я тогда еще не знал, кем хочу быть, но мне было интересно то, чем я занимался, приходил со школы и сразу уходил в зал. Потом товарищ предложил мне после десятого класса поехать в Ленинград, попробовать поступить в институт физической культуры имени Лесгафта. Я родителям сказал за месяц. Для них был шок, что я куда-то собрался. Посадили на поезд, перекрестили, проводили.

— И чем удивил большой город Ленинград молодого парня? 

— Главное удивление было, когда я подошел к институту Лесгафта. А там были ребята поступающие, как я, в форме сборной СССР. Мои ровесники! Вот тогда я прочувствовал, куда я приехал, понял уровень. На нашу специализацию был конкурс почти 100 человек на 15 мест. Поступить не удалось. Я выбрал Ленинградский индустриально-педагогический техникум, поступил на специализацию «Преподаватель физической культуры и спорта». Мы — несколько ребят, не поступившие в «Лесгафт» — уже друг друга знали, хорошая команда образовалась, со всей станы.

— О перспективах в большом спорте тогда еще мечталось? 

— В таком возрасте амбиции никуда не пропадают – конечно, хочется, но… Уже в конце 2 курса я пошел в армию, после закончил учебу, вернулся в родной город Нижний Тагил. В то время там уже образовалась команда мастеров – «Старый соболь».

Почти сразу же после создания команды «Старый соболь» была организована детская спортивная школу по баскетболу, инициатором стал директор клуба. В эту школу я и устроился работать в 1993 году, сделал набор ребят 1982 года рождения. Им уже было по 11-12 лет, но какой-то подготовки они не имели. Мы все лето проводили в спортивном лагере, и так несколько лет. И мне интересно было то, как команда прибавляла. Мы стали на равных с теми, кто нас еще недавно громили.

Если рядом есть команда мастеров, это надо использовать. И вот после детской тренировки я шел на взрослую — наблюдал, смотрел. Через какое-то время мой порыв не остался незамеченным! Директор клуба предложил стать помощником тренера. С 1998 года я работал с командой, совмещая работу в детской школе.

— С 2000 по 2010 год Вы были главным тренером «Старого соболя». Чем стали для Вас эти десять лет? 

— Я стал главным очень рано, в 29 лет — возраст игрока. Сначала у нас был очень сильный состав, с которым мы заканчивали сезон: были игроки из Украины, Белоруссии… Потом был период, когда состав не соответствовал уровню Суперлиги. Ребята 18-20 лет, совсем сырые, мы на три головы соперникам уступали! Конечно, это был стресс – и для меня как для тренера, и для игроков. А с другой стороны, я благодарен игрокам, которые были со мной в то время. В тот период я научился держать удар, когда какие-то вещи не зависят от тебя. Что могли, то и делали. Потом мы ушли дивизионом ниже, и там уже мы были конкурентоспособны. Для того уровня Высшей лиги смотрелись неплохо, в тройке-четверке команд были.

— В сезоне 2010-11 гг. Вы – главный тренер женской баскетбольной команды «Тагильчанка». 

— Да, наш директор клуба решил сделать женскую команду и предложил мне с ней работать. Вроде бы мужчины стояли на месте, может, с женской командой получится дать результат? И вот попробовали, заняли 2 место в Высшей лиге.

— Многие тренеры отмечают эмоциональность женских команд: они могут творить чудеса, а могут совсем расклеиться

— Если найти нужные струнки – можно многое решить, команда может выигрывать за счет желания. В мужском баскетболе это тяжелее сделать, там больше решает мастерство. В работе с женщинами главное – следить, что ты говоришь, а уже потом имеет значение, что ты делаешь. Если что-то не так сказал – потом будет уже очень тяжело добиться чего-то, человек закрывается.

— С «Тагильчанкой» отработали всего один сезон? 

— Возникли финансовые проблемы… Меня пригласили в Воронеж, где я отработал три года с женской командой Суперлиги «Воронеж-СКИФ». Самым лучшим стал третий год – уже и состав «подбили», очень ровно шли весь сезон. Только недавно одна из женских команд побила наш рекорд победной серии – мы выиграли 22 игры подряд! Для женского баскетбола, для той Суперлиги, когда там еще не было молодежных команд, это было очень здорово. Команда заняла 1 место в регулярном чемпионате. В плей-офф в полуфинале, во втором овертайме мы проиграли одно очко. И это оказалось такой жирной точкой, после которой девчонок было очень тяжело поднять. На матч за 3 место мы так и не собрались. Никакие слова, никакие действия уже не помогли – этот матч мы проиграли.


— В сезоне 2016-17 гг. был «Уралмаш» – давайте о нем. 

— Что сложно: приходилось набирать людей разношерстных, создавать команду с нуля. В этой команде играла и перспективная молодежь – Екатеринбург, Нижний Тагил, так и ряд приглашенных людей. При СССР «Уралмаш» был известен, бренд очень сильный. И был такой «пунктик» для меня, что надо показать результат. Мы рано довольно начали, в июле вышли на сборы. И… получилось то, что получилось. Изначально были задачи – быть в пятерке, присмотреться, на следующий год попытаться что-то сделать. А начали сезон – выиграли раз, два. И когда команда уже обозначила, что она может, то уже и руководство стало немножко задачи пересматривать…

Что помогло выиграть? «Химия»… Основная моя задача как тренера была – это создать климат, чтобы люди понимали и верили: они могут… В финале вышли на Барнаул. В Екатеринбурге мы уступили один матч и один выиграли, в Барнауле тоже один выиграли и один уступили, счет 2:2. Приехали домой, где выиграли и стали чемпионами.

— Вот так буднично? 

— Игра стала сложной и была выиграна, можно сказать, одним броском. Секунд за сорок наш игрок попал «трешку», которая и определила исход матча. Об этом матче …и сезоне теплые воспоминания. Благодарность парням за тот сезон!

— В «Уралмаше» Вы не задержались… 

— Были предложения, но до конкретных действий не дошло… А потом позвонил директор БК «Иркут».

— Когда у команды что-то не ладится, и тренера призывают на помощь, то в такой «пожарной» ситуации ему бывает сложно. Вы сразу согласились? 

— Я, может, никуда бы и не поехал, если бы не знал, что я еду к Александру Лукину, который является хорошим специалистом, у которого я могу поучиться, получить для себя запас знаний, которые я смогу дальше использовать. Это был, наверное, один из основных мотивов. Когда я приехал, то видел, что работа ведется, все правильно. И понимал, что неудачи – это временное дело. Да, «Иркут» выбирается, пришли победы. Но все равно я никогда не загадываю дальше предстоящей игры, и утверждать, что «команда поймала игру», я не буду. Сегодня одно – завтра другое. Слаженность приходит, но и соперники не стоят на месте! И в нашей Суперлиге-1 сейчас такая ситуация, что любой может обыграть любого. И все решает определенная, как я уже говорил, «химия» внутри команды. Поэтому заглядывать вперед я не хочу. Надо работать.


— Что в жизни самое главное? 

— Я думаю, что это упорство и какая-то цель в жизни, к которой надо стремиться и идти. Не «хотеть хотеть», а «хотеть и делать». И не путать это с упрямством. Есть такая поговорка, что упрямство – признак ограниченности.