Юрий Першин: ДО БАСКЕТБОЛА БЫЛ БАТУТ…

Воспитанник питерского «Спартака», с которым он стал чемпионом Суперлиги-2. Бронзовый призёр Единой молодёжной лиги ВТБ в составе «Химки-2». Это главные на данный момент достижения в спортивной карьере Юрий Першина и, мы уверены, далеко не последние. О наградах и не только в интервью с 27-м номером БК «Иркут». 

— Юра, в твоей биографии читаем: родился в г. Ейск Краснодарского края. А в 15-16 лет ты уже выступал за команду «Спартак-ДЮБЛ» Санкт-Петербурга. Как оказался в городе на Неве?

— В 12 лет мой знакомый из Ейска, с которым мы вместе занимались баскетболом, съездил в Питер в спортивный интернат на просмотр. Ему сказали, чтобы он приезжал к началу учебного года, и мне предложили съездить с ним и попытать удачу, вдруг возьмут. Я с мамой отправился в Питер. Сходил на пару тренировок и мне сказали, что я могу остаться. Мама поехала домой одна, а я остался в Питере.

— Родители как-то повлияли на твой выбор в сторону баскетбола? 

— Я сам понимал, что это очень большой шанс. Увлечения другими видами спорта тоже были. Сначала я занимался у мамы – она работала тренером по художественной гимнастике. Потом она отправила меня на батут к тренеру, который с ней учился. Но там спустя какое-то время сказали, что я слишком высокий. А баскетбол и батут были в одном зале, только ограждены сеткой друг от друга. Через сетку, во время тренировок на батуте, я часто наблюдал, как мальчишки бегают с мячом. И вот потом я сказал, что раз не батут, то я хочу туда — за сетку.  

— Кого считаешь своим первым тренером в баскетболе?

— Игнашев Иван Георгиевич. Он до сих пор тренирует детей в Ейске. Очень радовался за меня, когда увидел, что я попал в топ-10. С ним мы участвовали в детских чемпионатах Краснодарского края. Сколько помню в финалах всегда играли с Краснодаром, иногда выигрывали, иногда проигрывали, но до финала доходили очень легко.

— В питерском «Спартаке» из команды ДЮБЛ ты перешел в «молодежку» — как дался тебе этот переход? Кто из твоих «одноклубников» по ДЮБЛу до сих пор играет в чемпионатах РФБ?

— Как дался переход уже не помню, вроде ничего сложного. А из игроков сейчас выступают Артем Попов в тульском «Арсенале», Евгений Маринин в «Уфимце», Кирилл Соколов в «Тамбове», Артем Писарчук в «Руна-Баскет», Илья Попов в «Нижнем Новгороде», Иван Викторов в «Енисее», Валерий Алексеев в «Локомотиве-Кубань», Александр Антониковский в сборной России 3х3 (команда «Гагарин»).

— В 2014 г. ты перешёл в «Химки-Подмосковье», привлекался к играм «Химки-2». Стал бронзовым призером молодежной Единой Лиги ВТБ. Что скажешь об этом достижении?

— Мы тренировались и играли в основном за «Химки Подмосковье», пару раз я сыграл домашнюю игру за «Химки-2» и потом мы поехали на «Финал 8-ми» — кажется, в Саратов. Кстати, меня видел там Роман Лагутин — это он недавно рассказал, а тогда он из-за травмы не играл. Да, мы заняли 3-е место. Но для нас это был неудовлетворительный результат, рассчитывали на большее. В полуфинале проиграли казанскому «Униксу-2» просто потому что не настроились, а соперники подошли к игре с очень большим желанием.

— Сезон 2015-16 гг. ты провел вновь в питерском «Спартаке», команда стал чемпионом Суперлиги-2. Насколько сложно далось это чемпионство?

— Первая половина сезона была очень тяжелая, не было нормального финансирования и мы там буквально выживали. Потом ближе к концу декабря в команду пришёл Пашутин Захар Юрьевич и стало все гораздо лучше. За тот сезон мне вручили статуэтку как «Лучшему атакующему защитнику» турнира. Это было неожиданно и удивительно.

— Для тебя такое признание важно?

— В тот момент мне это дало веру в себя, потому что в «Спартак» в том сезоне попали люди, которых никуда больше не хотели брать. И так получилось, что мы доказали всем обратное.

— Предыдущие два сезона ты провел за БК «Тамбов» в Суперлиге-2. Что бы отметил по этим сезонам?

— В Тамбове очень приятно жить. Несмотря на то, что это маленький город, там есть все, что нужно и там все относительно дёшево. Ну и не могу не сказать про руководство клуба, там всегда идут на встречу, что бы не случилось, и помогут решить любые вопросы.

— В предсезонном интервью, когда только ты пришел в БК «Иркут», мы тебя просили поделиться первыми впечатлениями об Иркутске. Ответил коротко: «Хороший город. Пока все супер». Сейчас бы что-то добавил?

— Очень нравится, что здесь очень много солнца. Сам я с южных краев и мне солнце даёт очень много энергии. В Питере в этом плане было гораздо тяжелее.

— Тогда же мы расспрашивали тебя о твоем игровом номере 27. И ты рассказал, что если сложить цифры, то будет дата рождения жены. Как жену зовут? Она в Иркутске или из другого города за тебя переживает?

— Жену зовут Мария, я без неё никуда. Ещё в конце лета она приехала в Иркутск — с нашим любимым мопсом Элиотом (когда его покупали, в документах обязана была стоять хотя бы одна буква. Придумывали на букву Э. Сокомандники из Тамбова не смогли запомнить и в шутку называли Эвкалиптом).  Жена Мария скучает сильно, когда надолго уезжаю — почти весь сентябрь мы были в Сербии, например. Сейчас уже полегче.

— У тебя несколько тату. Расскажи, в каком возрасте их сделал? Что сподвигло тебя на тату и что они означают?

— Первую в 16 сделал. Там много всего, в основном все личное для меня и жены. Могу рассказать про последнюю тату — рука держит маску. В какой-то момент я понял, что сейчас очень много людей не настоящих, скрывающихся за какими-то масками (соцсетей, друзьями, манерами поведения). Я хочу, чтоб таких людей не было, призываю всех не настоящих снять свои маски и быть настоящими!..

— Как тебе иркутские болельщики? Для тебя важно – полные или пустые трибуны в зале?

— Про это я уже говорил в интервью после игры со «Спартаком». Так получилось, что я много играл в Питере, где очень интеллигентные люди и они ходят смотреть на баскетбол, как в театр — сидят молча, смотрят и изредка хлопают. Ну, конечно, это не касается моей тещи — она орет за всех. В Иркутске всех местных не перекричит, их слишком много. Но в Питере перекрикивала…Я играл при больших и кричащих трибунах в гостях у соперников, но вот когда свои так гонят вперёд – это совсем другое дело. С одной стороны, очень сложно себя сдерживать и оставаться с холодной головой, чтобы правильно принимать решения. С другой стороны, это прилив адреналина, это нечто. Спасибо иркутским болельщикам, что мы это испытываем!